Україна є членом
Всесвітньої
Метеорологічної
Організації

ТРОЇЦЬКЕ
інше містоБахмутАсканія НоваБ.Дністр.Б.ЦеркваБаришівкаБаштанкаБердянськБереговоБережаниБехтериБіловодськБілогорськБілопілляБобринецьБогодухівБолградБориспільБотієвоБродиВ.БерезнийВ.БурлукВ.ВолинськийВ.Олександр.Вес.ПоділВилковоВінницяВознесенськВолновахаГадячГайворонГайсинГенічеськГлухівГубинихаГуляй ПолеДебальцевоДніпроДолинаДолинськаДонецькДрогобичДружбаДубноЖашківЖитомирЖмеринкаЗапоріжжяЗатишшяЗвенигородкаЗнаменкаЗолотоношаЗолочівІвано-ФранківськЧорноморськІзмаїлІзюмК.ПодільскийКам'янкаКанівКерчКиївКирилівкаКропивницькийКобелякиКовельКоломакКоломияКомісарівкаСлобожанськеКонотопКоростеньПокровськКрасноградКременецьКривий РігКуп'янськЛебединЛозоваЛубниЛуганськЛуцькЛюбашівкаЛюбешівЛьвівМаневичіМаріупольМелітопольМиколаївМиронівкаМіжгір'яМог.-ПодільсМостискаН.ВолинськийН.ВоротаН.КаховкаН.СірогозиН.СтуденийН.УшицяНіжинНікопольНоводністровськНовомиргородНовопсково.ЗмiїнийОвручОдесаОлевськОстерОчаківПавлоградПервомайскПлайПожежевськаПокошичиПолтаваПомошнаПрилукиПришибРава-РуськаРахівРівнеРоздільнаРомниСаратаСарниСватовоСвітязьСвітловодськСелятинСеменівкаСербкаСинельниковоСімферопольСлавськеСмілаСтрийСтрілковеСумиТернопільТетерівТроїцькеТуркаУжгородУманьФастівХарківХерсонХмiльникХмельницькийХорлиХустЧаплиноЧеркасиЧернівціЧернігівЧигиринЧорнобильЧорноморськеЧортківШепетівкаЩорсЯворівЯготинЯмпільЯремча
19 вересня
6:08
12:25
18:33
Поточна погода
13.9 °
Вітер
4 м/c
Волог.
59 %
Тиск
748 мм рт. ст.
Прогноз
Погоди
20.09 Пт 21.09 Сб 22.09 Нд 23.09 Пн 24.09 Вт
Ніч День Ніч День Ніч День Ніч День Ніч День
Хмарність та опади
Температура, °C 3..5 14..16 3..5 12..14 3..5 12..14 3..5 13..15 3..5 13..15
Вітер, м/c 7-12 7-12 5-10 5-10 5-10 5-10 3-8 3-8 3-8 3-8
Напрям вітру
Потребности в наращивании потенциала для национальных гидрологических служб

Джулиус Велленс-Менсах
Гидрологические службы

В широком смысле гидрологическая служба является учреждением, основная деятельность которого заключается в предоставлении информации о водном (или гидрологическом) цикле и состоянии и тенденциях изменения водных ресурсов страны. Она может существовать как (ВМО-№ 1003, 2006 г.):

  • национальная гидрологическая служба (т.е. с общенациональным охватом);
  • часть национальной гидрометеорологической службы или национальной гидрологической и метеорологической службы;
  • одна из гидрологических служб основных секторов промышленности;
  • федеральная гидрологическая служба, включающая много провинциальных/ региональных гидрологических служб.
В данной статье основное внимание будет уделено национальным гидрологическим службам исходя из предположения, что большая часть поднятых и рассматриваемых здесь вопросов в равной степени относится и к другим типам служб.
Роль национальных гидрологических служб
Роль национальной гидрологической службы (НГС) состоит в предоставлении точной информации о состоянии и изменении водных ресурсов. Это необходимо для экономического и социального развития и для поддержания качества окружающей среды. В целом информация нужна для планирования, развития и управления водными ресурсами.

На международном уровне данные и информация о воде требуются в качестве вклада в международные программы и различные виды деятельности, а также в глобальные эксперименты, предполагающие изучение взаимодействия суши, океана и атмосферы.

Некоторые конкретные виды использования гидрологической информации
Гидрологическая информация о состоянии и тенденциях изменения водных ресурсов страны (количество, качество, распределение во времени и пространстве) предоставляется для следующих видов использования (Руководство по гидрологической практике (ВМО-№ 168)):
  • оценка национальных водных ресурсов (их количество, качество, распределение во времени и пространстве), потенциала развития отраслей, связанных с водой, и возможностей обеспечения водой настоящих и будущих потребностей;
  • планирование, проектирование и осуществление проектов, связанных с водными ресурсами;
  • оценка экологического, экономического и социального воздействия современной и перспективной деятельности по управлению водным хозяйством и ведению грамотной водоресурсной политики и стратегии;
  • оценка влияния на водные ресурсы других, не связанных непосредственно с водой сфер деятельности, таких как урбанизация или вырубка леса;
  • обеспечение безопасности людей и имущества при связанных с водой опасных явлениях, например при наводнениях и засухах.
Функции и обязанности гидрологических служб
Для удовлетворения потребностей в точной и надежной информации о водных ресурсах гидрологической службе необходимо осуществить следующие функции и действия (Руководство по гидрологической практике (ВМО-№ 168)):
  • установить потребности существующих и перспективных потребителей в информации о водных ресурсах;
  • определить стандарты (надежность, точность, заблаговременность, доступность и др.) данных, которые определяются этими потребностями;
  • спроектировать и создать гидрометрическую сеть для измерения различных типов требуемых данных;
  • разработать методы передачи информации из пунктов наблюдений в другие регионы, для которых она репрезентативна;
  • собирать данные и контролировать качество процесса получения информации посредством наблюдения за полевыми установками и полевыми работами;
  • обрабатывать и систематизировать данные, обеспечивать контроль качества и надежность хранения архивных материалов;
  • сделать данные доступными для потребителей, учитывая, когда, где и в какой форме они требуются, включая:
    • распространение гидрологических прогнозов и предупреждений;
    • публикацию ежегодников основных данных;
    • подготовку отчетов по водным ресурсам, в которых данные всесторонне анализируются (они могут включать: гидрологические атласы или базы данных в географических информационных системах);
    • информацию для проектирования, содержащую вероятность экстремальных значений стока;
    • оповещение потенциальных потребителей о имеющейся информации и содействие в наиболее эффективном ее использовании;
    • разработку новых методов и проведение научных исследований гидрологических и связанных с ними процессов, чтобы помочь потребителям в интерпретации и понимании данных;
  • способствовать обучению персонала и осуществлять другие функции, связанные с получением качественных данных, такие как подготовка учебных наставлений, апробирование и оценка новых приборов;
  • обеспечивать сотрудничество с другими ведомствами для получения информации, связанной с водой, и другой необходимой информации, например гидрогеологической, топографической и климатической, а также информации по водопотреблению и землепользованию;
  • представлять национальные интересы в международных организациях, имеющих связанные с водой полномочия.
Упрощенная схема функций гидрологической службы представлена ниже.
Наращивание потенциала

Основными элементами наращивания потенциала являются укрепление или развитие учреждений, их систем управления и их людских ресурсов (Делфтская декларация, Делфт, 1991 г.).

Наращивание потенциала в области оценки водных ресурсов в соответствии с Повесткой дня на XXI век Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (глава 18) состоит из четырех основных взаимосвязанных компонентов:

  • создание благоприятных условий с соответствующими политическими и правовыми рамками;
  • институциональное укрепление и развитие, включая участие местного сообщества;
  • развитие людских ресурсов, включая укрепление систем управления и интересы пользователей воды;
  • наращивание осведомленности и образованности на всех уровнях.
Чтобы осуществить свои полномочия, выполнить функции и предоставить обслуживание, которое требуется, НГС необходимо наращивать институциональный и оперативный потенциалы и потенциал в области людских ресурсов.
Наращивание институционального потенциала
Правовые, административные и управленческие рамки
Предпосылкой для наращивания институционального потенциала, является создание благоприятных условий с правовыми и административными рамками, которые предоставляют четкие полномочия НГС как организации или одной из организаций (в случае нескольких организаций), отвечающей за сбор и распространение гидрологических данных. Кроме того, НГС необходимо иметь действующую систему управления, которая охватывает все уровни управления, а именно: стратегический, тактический и оперативный.
Управление качеством
Кроме управленческих рамок для повседневного администрирования и управления в соответствии с сегодняшней тенденцией в области управления, НГС в свою управленческую структуру следует включить управление качеством.
Структура управления качеством ВМО
Растущие потребности в достижении удовлетворенности потребителей при предоставлении им гидрологического обслуживания и продукции требуют внедрения в деятельность НГС системы управления качеством. Сегодняшняя Структура управления качеством (СУК) ВМО для гидрологии хотя и полезна, но недостаточна для удовлетворения потребностей НГС в области управления качеством. Существующая структура управления качеством, служащая ориентиром для НГС, включает комплект технических руководящих документов и материалов ВМО, таких как Технический регламент, наставления, руководства, руководящие принципы, технические документы. Эти документы в основном сконцентрированы на технических аспектах систем гидрологических наблюдений и измерений. Недавним дополнением к документации СУК является публикация Руководящих указаний по управлению, роли и функционированию гидрологических служб (ВМО-№ 1003 (2006 г.)), которая оказалась полезным руководящим материалом для НГС. Однако, в целом, сегодняшняя Структура управления качеством ВМО для гидрологии не в состоянии удовлетворить потребности НГС в отношении системы управления качеством.
Система управления качеством
Система управления качеством (СиУК) не ограничивается техническими аспектами деятельности и предполагает процессный подход, включая все аспекты деятельности НГС. СиУК можно определить как совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления управления качеством. Она предназначена для достижения более высокой эффективности и действенности деятельности НГС с целью удовлетворения потребностей и нужд потребителей. Осуществление СиУК на основе, например, принципов систем управления качеством ИСО 9001:2000 гарантирует контроль качества, обеспечение качества и повышение качества в деятельности НГС. Принципами ИСО 9000:2000 являются ориентация на потребителя, ведущая роль руководства, учет человеческого фактора, процессный подход, системный подход к управлению, постоянное улучшение, подход к принятию решений на основе реальных факторов, взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Чтобы ввести в действие эффективную СиУК, основанную на принципах ИСО 9000:2000, НГС необходимо осуществить как минимум шесть документально зафиксированных процедур, а именно: контроль документов, контроль протоколов, внутреннюю ревизию, контроль несоответствующей продукции, меры по устранению недостатков, профилактические меры.

Здесь следует отметить, что другие системы управления качеством, которые используются в настоящее время, включают Национальную программу по качеству Малькольма Болдриджа, Программу Six Sigma и модель управления качеством Европейского фонда.

Потребности, касающиеся инфраструктуры
Учитывая износ и сокращение сетей наблюдения, НГС необходимо обновлять и поддерживать необходимую инфраструктуру, чтобы быть в состоянии выполнять свою основную функцию по сбору гидрологических данных. Эта инфраструктура включает сеть с гидрометрическими приборами для сбора данных и систему передачи данных в реальном времени или в режиме, близком к реальному времени, с помощью телеметрии или спутников. Инфраструктура может быть дополнена посредством приобретения и установки имеющихся в наличии новых, экономически эффективных, более точных технических средств, таких как подводные устройства, регистраторы данных и радиолокационные датчики для измерения уровня воды и акустические профилометры Доплера (АПДТ) для измерения течения. Мобильные телефонные технологии также предлагают экономически эффективную альтернативу для передачи данных в реальном времени или в режиме, близком к реальному времени.

В случае сбора физиографических данных переход от геодезических нивелирных инструментов к использованию электронных автоматических тахеометров и Глобальной системы определения местоположения (ГСОМ) позволяет осуществлять сбор данных эффективнее и с большей точностью, при этом требуется меньше работников и меньше времени.

Что касается измерений качества воды и наносов, то потребности НГС варьируются от полевого оборудования, такого как пробоотборники и комплекты оборудования передвижных лабораторий для измерений в точке, до стационарных лабораторий для более комплексного анализа.

НГС также нужны вспомогательные объекты, такие как мастерские для обслуживания приборов и полевого оборудования, хорошо укомплектованные библиотеки с соответствующими справочными материалами и современными журналами, позволяющие быть в курсе современных технологий и методов. Доступ к широкополосному и высокоскоростному Интернету и электронной почте является обязательным требованием для современной НГС.

Обработка и распространение данных
Установленный автоматический регистратор уровня воды

 

Основная деятельность НГС включает обработку и распространение данных. Для того чтобы делать это эффективно, НГС необходимо приобрести или модернизировать средства вычисления, хранения и управления гидрологическими данными, чтобы справляться с постоянно растущим объемом собираемых данных. Перед лицом постоянной опасности заражения вирусами НГС необходимо уделять больше внимания безопасности и защите данных, не ограничиваясь обычным резервным копированием. Новые компьютерные технологии предполагают наличие нескольких жестких дисков, которые зеркально отображают информацию, находящуюся на активном жестком диске, и обеспечивают более высокую степень безопасности и защиты. Многие типы программного обеспечения для управления гидрологическими данными предлагают средства для публикации гидрологических данных и таким образом расширяют возможности для распространения данных; другими средствами для улучшения распространения данных, которыми следует воспользоваться НГС, являются компактные диски, передача по электронной почте и, где позволяет государственная политика, использование Интернета.
Наращивание потенциала в оперативной области
Граница между оперативным и институциональным потенциалами тонкая, неустойчивая. Здесь часто наблюдаются частичные совпадения. Существенная разница заключается в том, что институциональный потенциал можно рассматривать как «смонтированный потенциал», дающий возможность НГС осуществить свои полномочия и предоставить необходимое обслуживание, в то время как оперативный потенциал обеспечивает средства для использования «смонтированного потенциала», чтобы фактически предоставить обслуживание.

Таким образом, оперативный потенциал относится к предоставлению материально-технического обеспечения, такого как транспортные средства для полевых работ и соответствующие финансовые средства для оперативных и других расходов. Оперативные финансовые средства могут представлять собой сочетание средств, выделяемых правительством, и благоприятных условий, позволяющих компенсировать расходы и получать и сохранять внутренние доходы за счет предоставления обслуживания, при этом конечной целью является создание механизма для самостоятельного финансирования оперативных расходов.

Возможность получать устойчивый доход от предоставления обслуживания в основном связана с предоставлением гидрометрического обслуживания по заказу: развертывание гидрометрической станции и регулирование ее работы; организация станций мониторинга для сбора данных и обнаружения загрязнения и загрязняющих веществ; гидрологический анализ для строительных объектов; прогнозирование стока, наводнений и засухи; подготовка гидрологической продукции; проведение оценок связанных с водой воздействий на окружающую среду. Продажа данных нецелесообразна и не носит устойчивого характера. Чтобы разрабатывать полезную гидрологическую продукцию, НГС нужно развивать эффективные средства моделирования посредством приобретения и надлежащего использования прикладного гидрологического программного обеспечения, географических информационных систем (ГИС), инструментов, программ и процедур.

Помимо предоставления обслуживания и продукции НГС, необходимо расширять возможности по увеличению добавленной стоимости гидрологических данных и информации посредством использования своего опыта по преобразованию информации и знаний в рекомендации для потребителей и конечных пользователей, предлагая им системы и средства консультирования и поддержки принятия решений для реагирования на складывающиеся условия и выполнения стоящих перед ними задач. От использования систем поддержки принятия решений можно получить пользу в таких областях, как адаптация к воздействию изменения климата на водные ресурсы, управление состоянием окружающей среды, регулирование паводков и борьба с засухой, обеспечение готовности и смягчение последствий бедствий связанных с водой, обеспеченность водными ресурсами и их распределение в разных местах.

Важно информировать конечных пользователей об обслуживании, продукции, системах поддержки принятия решений и средствах, которые НГС может им предложить, проводить рекламу и разъяснять, как их следует использовать. В дополнение к традиционным средствам распространения информации среди потребителей и конечных пользователей с успехом используются веб и Интернет. Обслуживание и продукцию следует соответствующим образом развивать на основе потребностей конечных пользователей, сведения о которых формируются в процессе взаимодействия с ними.

Наращивание потенциала в области людских ресурсов
Наличие людских ресурсов с надлежащей квалификацией и в надлежащем количестве на всех уровнях стратегическом, тактическом и оперативном – имеет большое значение для устойчивого функционирования НГС.

Традиционно в НГС используются следующие людские ресурсы:

  • младшие технические специалисты, обычно имеют среднее образование и дополнительно ограниченную подготовку по техническим дисциплинам;
  • старшие технические специалисты, обычно имеют среднее образование и специализированную официальную подготовку по одной из технических дисциплин, но не университетского уровня;
  • профессиональные специалисты, имеют университетское образование в области гидрологии или гражданского строительства, сельскохозяйственного строительства, физики, математики, компьютерных наук, статистики, геологии, географии, биологии или химии и специализированную послеуниверситетскую подготовку в области гидрологии и оценки водных ресурсов.
Для профессиональных специалистов имеются два направления гидрологии: геолого-геофизическое и инженерно-техническое. Для сбалансированной НГС нужны эксперты обоих направлений.

Кроме технического персонала НГС нужен персонал с управленческими навыками на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях и соответствующий вспомогательный персонал в области административной работы, кадров, бухгалтерии и информатики. В соответствии с необходимостью удовлетворить потребности потребителей и растущие требования в отношении управления качеством в организациях, предоставляющих обслуживание, нужно совершенствовать знания и опыт, касающиеся внедрения и осуществления в НГС системы управления качеством.

Ключевые факторы, обеспечивающие успех в осуществлении системы управления качеством с участием всего персонала службы, следующие:

  • полная заинтересованность высшего руководства. Это предполагает надлежащее распределение ресурсов и надлежащий уровень участия руководства в осуществлении системы управления качеством;
  • личная заинтересованность персонала в понимании системы управления качеством. Это включает готовность взять на себя дополнительную ответственность, такую как повседневные проверки на соответствие, и другие процессы контроля качества;
  • обеспечение надлежащего обучения по системе управления качеством как для руководства, так и для персонала.
Для развития людских ресурсов необходимы перспектива, задачи и цели, сформулированные службой, и, таким образом, развитие людских ресурсов должно финансироваться и осуществляться как регулярная деятельность. Развитие людских ресурсов в НГС должно быть направлено на достижение сбалансированности различных уровней функций и на обеспечение замены или обновления рабочей силы, выбывшей в результате ухода на пенсию, перемещения на более высокие управленческие или административные посты, увольнения или естественной убыли. В соответствии с оценкой потребностей в рабочей силе для НГС и анализом потребностей в обучении отдельных лиц должна осуществляться стратегия развития людских ресурсов, основанная на обучении и непрерывном образовании как руководства, так и персонала. Для развития людских ресурсов в полной мере обучение и непрерывное образование должно сопровождаться после обучения возложением соответствующего уровня ответственности в рамках службы, чтобы дать возможность персоналу набраться опыта и обрести уверенность.

Для обучения и непрерывного образования людских ресурсов НГС необходимо использовать все имеющиеся в наличии модели обучения: обучение без отрыва от производства; получение высшего образования в учебных учреждениях; семинары, практикумы и конференции; переподготовка и повышение квалификации.

Обучение без отрыва от производства
Обучение без отрыва от производства больше всего подходит для младших технических специалистов и вновь принятых старших технических и профессиональных специалистов. Помимо обеспечения технических знаний, оно также дает обучающимся возможность получить необходимую ориентацию в службе. Обучение без отрыва от производства включает теорию и практическое обучение непосредственно на рабочем месте. Оно более эффективно, если сопровождается письменными учебными материалами и руководствами. ВМО следует рассмотреть вопросы сотрудничества с НГС по разработке таких учебных материалов и руководств, особенно для обучения технических специалистов с целью стандартизации обучения. Обучение без отрыва от производства должно также включать курсы переподготовки для имеющегося персонала на всех уровнях. Там, где имеется возможность, нужно использовать прикомандирования и стажировки в других соответствующих учреждениях, чтобы расширить кругозор обучающихся. Прикомандирования на ротационной основе в рамках службы также могут содействовать достижению аналогичных результатов.
Получение высшего образования в учебных заведениях
На курсы высшего образования в учебных заведениях по гидрологии и смежным дисциплинам, которые обычно занимают от 6 до 24 месяцев, отправляют персонал с университетским образованием по соответствующей специальности. По окончании таких курсов, которые предлагаются университетами и специализированными учреждениями, можно получить диплом о послевузовском образовании или степень магистра. Университетов или учебных заведений, предлагающих полный курс по гидрологии на вузовском уровне, немного. По окончании этих курсов обучающийся получает официально признанную квалификацию по гидрологии и/или гидротехнике. Учитывая растущую потребность в научных исследованиях в НГС, следует поддерживать сознательные усилия некоторых профессиональных специалистов, которые проявляют соответствующие способности, развивать свое образование до уровня доктора наук с тем, чтобы возглавлять научные исследования в своих службах. Некоторые учреждения предлагают специализированные курсы для обучения старших технических специалистов. Особенно полезны региональные учебные центры ВМО, и их необходимо укреплять и дополнительно создавать в регионах ВМО.
Семинары, практикумы и конференции
Семинары, практикумы и конференции длятся недолго и хорошо подходят для старших технических и профессиональных специалистов. Они дают возможность получить специальную подготовку по конкретному аспекту гидрологии, знакомят с новыми методологиями и содействуют обмену и взаимному обогащению идеями при общении с другими профессиональными специалистами. Они могут быть организованы местными профессиональными организациями, обществами или ассоциациями и региональными и международными организациями, такими как ВМО, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций, Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде. Они служат в качестве полезных платформ для того, чтобы быть в курсе текущих тенденций в отрасли.
Переподготовка и повышение квалификации

Занятие по проблемам управления с использованием мобильной аудитории
Чтобы оставаться на уровне современных требований и всегда соответствовать целям службы, каждый работник НГС должен не забывать о переподготовке и повышении квалификации. Для старшего руководящего персонала это является средством получения официального обучения в области управления и администрирования. Такое обучение в области управления можно получить в национальном колледже по подготовке кадров для персонала, находящегося на государственной службе, или обучаясь по совместительству в университете или учебном заведении по вопросам управления. Также имеются возможности для дистанционного и электронного обучения, причем это касается не только курсов по управлению, но и технических курсов по гидрологии и водным ресурсам. Курсы переподготовки и повышения квалификации дают возможность расширить и углубить компетенцию профессионального специалиста, и поэтому обучаться на них нужно добросовестно и с усердием. В качестве вклада в расширение знаний по гидрологии и водным ресурсам профессиональным специалистам следует рассматривать занятие научно- исследовательской работой или на основе совместительства, или по программе «sandwich» – и то и другое становится все более доступным с целью получения степени PhD. Сочетание практического опыта и научных исследований могло бы стать значительным вкладом в изучение и практическую работу в области гидрологии и водных ресурсов.

Чтобы выполнить стоящие перед ней задачи, НГС необходимо развивать свои людские ресурсы и возможности для предоставления обслуживания, продукции, систем и средств поддержки принятия решений потребителям, конечным пользователям и обществу в целом.

Приобретение прикладного программного обеспечения и средств моделирования повышает способность НГС оправдывать ожидания общества.

Помимо приобретения программного обеспечения и средств моделирования, необходимо создать базовую группу специалистов по моделированию и разработчиков программных продуктов, чтобы осуществлять соответствующую деятельность на устойчивой основе, при этом следует предусмотреть механизм передачи знаний, опыта и методов работы другим коллегам. В этом плане хорошим началом для НГС будет использование механизма ВМО для передачи технологии. Таким механизмом является Гидрологическая оперативная многоцелевая система (ГОМС). ГОМС облегчает передачу технологии между НГС, при этом акцент сделан на совместном использовании технологии, разработанной службами, которая обычно не может быть получена из коммерческих источников. Компоненты ГОМС включают, помимо прочего, описание технических руководств и компьютерных программ, которые прошли проверку и используются одной из НГС и предоставлены в качестве вклада в ГОМС. Кроме того, в дополнение к ГОМС НГС может использовать коммерческое прикладное программное обеспечение.

НГС также необходимо использовать новые технологии для улучшения выходных результатов моделей и прогнозов. Например, среди самых современных технологий, доступных для гидрологического моделирования и прогнозирования, использование данных по оценке осадков, полученных с помощью радиолокаторов и спутников, и данных численного прогноза погоды.

Такие данные в сочетании со значительными достижениями в области пространственного моделирования, такими как использование цифровых моделей рельефа и средств ГИС, имеют большой потенциал для значительного повышения точности выходных результатов гидрологических моделей. Ожидается, что улучшенные методы моделирования позволят разрабатывать более совершенную продукцию, справочные системы и средства поддержки принятия решений, такие как прогнозы наводнений и предупреждения о них, карты пойм и зон затопления и прогнозы стока для управления водохранилищами.

К сожалению, опыт и знания НГС в использовании указанных выше средств моделирования и прогнозирования очень ограничены. Поэтому НГС следует развивать возможности для использования соответствующего опыта и знаний, накопленных в национальных метеорологических службах.

Заключение

Гидрологическое картографирование
Потребности национальных гидрологических служб в области наращивания потенциала охватывают три вида потенциала: институциональный потенциал, оперативный потенциал и потенциал в области людских ресурсов. Наращивание институционального потенциала включает создание правовых и административных рамок и системы управления, осуществление системы управления качеством, развитие и поддержку в рабочем порядке инфраструктуры для сбора и передачи данных, создание действенных и эффективных средств обработки и распространения данных.

Оперативный потенциал относится к предоставлению материально-технического обеспечения для полевых работ и соответствующих финансовых средств на оперативные расходы, а также к созданию благоприятных условий, позволяющих получать и сохранять доходы с целью компенсации расходов, при этом конечной целью является создание механизма для самостоятельного финансирования оперативных расходов. Он также предполагает развитие систем для предоставления обслуживания, продукции и систем поддержки принятия решений конечным пользователям и потребителям в сочетании с эффективным механизмом для информационно-просветительской работы, позволяющим удовлетворять потребности потребителей.

Для развития людских ресурсов необходимо сформулировать перспективу, задачи и цели службы, и это должен быть непрерывный процесс, направленный на обновление людских ресурсов и придание службе такого положения, которое позволит ей решить внутренние и внешние проблемы. Наращивание потенциала в области людских ресурсов включает развитие технических, профессиональных и управленческих аспектов службы с учетом особых потребностей каждой категории персонала и потребностей в людских ресурсах с тем, чтобы она могла устойчиво функционировать и обновляться за счет внутренних ресурсов. Особое внимание следует уделить развитию потенциала для осуществления системы управления качеством.

Для развития в полной мере людских ресурсов обучение и непрерывное образование должно сопровождаться после обучения возложением соответствующего уровня ответственности в рамках службы, чтобы дать возможность персоналу набраться соответствующего опыта и обрести уверенность. Модели обучения всех категорий персонала включают: обучение без отрыва от производства; получение высшего образования в учебных учреждениях; семинары, практикумы и конференции; переподготовку, повышение квалификации и самосовершенствование.

НГС должны быть нацелены на развитие людских ресурсов, чтобы иметь возможность предоставлять обслуживание, продукцию, системы и средства поддержки принятия решений потребителям и конечным пользователям. Необходимо получить специализированную подготовку для совершенствования методов моделирования, и в частности для того, чтобы уметь применять в гидрологическом моделировании и прогнозировании выходные результаты и продукцию самых современных технологий, такие как данные по оценке осадков, полученных с помощью радиолокаторов и спутников, и данные численного прогноза погоды. Потенциал также следует развивать с помощью проведения научных исследований.

В заключение следует сказать, что все аспекты наращивания потенциала д